Из истории Фрески: Итальянская школа Фрески, техника, особенности. (часть 1)
В повседневной жизни термин FRESCO используется для обозначения настенной живописи в целом, независимо от используемого метода. Но фреска (итал. Fresco) изготавливается двумя методами, причем отличить используемую технику очень сложно. Кроме того, обе методики часто смешивают.
Процесс изготовления Фрески - это долгая и сложная работа. Художник нуждается в доверительных помощниках, опытных работниках, так как, сделав один неверный шаг, исправить ошибку будет крайне сложно и придется начинать работу по-новому.
Слово Фреска, нанесение рисунка на стены, появляется в Европе впервые в Il Libro dell’arte de Cennino Cennini около 1400 гг. Техника нанесения фрески в последующем использовалась на протяжении многих веков в Италии, примером служит настенная живопись в Помпеях Вилла Мистерий. Своей популярности и распространенности фрескография благодарна все же Итальянским мастерам.
FRESCO: три принципа итальянской фрески
Фреска состоит из трех элементов: l'arricio, l'intonaco и «la couleur puisque» (цвет), так как фреска может выполнятся как по сухой стене, так и росписью по сырой штукатурке или известково-кварцевому раствору.
• l'arricio или основа. Основа настенной живописи – это камень или кирпич, на который мастер наносил смесь извести, песка и воды. Толщина слоя достигала 1 см, чтобы художник имел возможность создать ровную плавную стену. Стена, покрытая этой смесью, могла сохнуть как несколько дней, так и несколько месяцев, в зависимости от слоя нанесения смеси. Иногда мастер добавлял в раствор солому, оболочку или ткань, чтобы основа дольше времени сохраняла влагу и была более податливая для росписи и достижения нужного результата.
• l'intonaco или в переводе с итал. «штукатурка»- это слой, который является промежуточным элементом между стеной и росписью. l'intonaco связывает 2 элемента между собой: стену и непосредственно рисунок. Штукатурка представляла собой пасту из мелкого песка, мраморной крошки и очень тонкого слоя извести и воды. После сушки этот слой образовывал стойкую пленку, которая защищала красящие пигменты от выцветания и повреждений.
• «la couleur puisque» или колер/краска наносилась на не высохший слой l'intonaco, откуда и пошло название Fresco (подлинный перевод с итал. «роспись по сырой штукатрке»). Краски использовались растительного происхождения, как животного, так и растительного происхождения. Изначально цветовое решение фрески было немного гипертрофированным, но после трех месяцев цвет принимал свой окончательный тон.
Эволюция фрески: 1400-1600 гг.
В четырнадцатом веке, в то время как технология изготовления фрески распространилась в Центральной и Южной Европе, мастера ввели 2 новшества в технику фрескографии.
• DU PONTATE À LA GIORNATA
В Романском периоде фреска изготавливалась сверху вниз. То есть работа велась не на полностью готовой стене, а частями. И при переходе на каждый более низкий уровень мастеру было необходимо делать соединения между частями фрески.
Недостатком данного метода являлись горизонтальные полосы, которые ярко отражены в иллюстрации Guide Bleu в Тоскане. Пример ярко показан в работе Giotto dans l'église S. Croce во Флоренции.
Специалисты отмечают, что дырки в соединении штукатурки видны и сегодня, и даже связующие материалы не смогли противостоять времени и этот недостаток техники мы можем наблюдать и сегодня.
Позже художники старались не связывать роспись с положением строительных лесов, и начали использовать темпру. Работу старались выполнить в течении 2-х дней на обработанном участке, что позволяло избежать высыхания и образования шва.
В церкви Сан - Франческо в Ареццо Пьеро делла Франческа использовал мокрое белье, чтобы держать поверхность в прохладном сыром виде, пока мастер будет готов перейти к этому участку работы!
Длительность процесса и качество исполнения во многом зависело от мастера. Тот же Джотто мог за день нарисовать дюжину персонажей, но мог и в течение нескольких дней прорисовывать главное действующее лицо сюжета.
На примере данной фрески мы можем видеть нумерацию согласно процессу изготовления фрески. Стрелки на фотографии фрески Масаксио «Тень Петра» указывают направление восстановления окрашивая границы фрески. В работах 16 века можно также наблюдать переходы в работе мастера. Уже в 19 веке мастера позволяли себе нанести основные элементы фрески (лица, ключевые образы), а подмастерья дорисовывали платья и фон.
Цветовые различия в изготовлении фрески мы можем также наблюдать в капелле Brancacci, фреска «Высылка из Рая».
Вокруг Ангела небо чистое, при переходе к другим персонажам цвет неба изменен. К сожалению, пожар 1771 года повредил фреску и мы можем наблюдать лишь отдельные проблески позолоты, которая была обильно использована в обрамлении ангела.
Сегодня мы успели рассказать Вам об Итальянской школе изготовлении фрески, материалах, которые использовали древние мастера, особенностях техники.
Во второй части мы расскажем о третьей составляющей итальянской фрески – колере или краске, которая использовалась при нанесении росписи.
Вы можете насладиться искусством фрескографии, посетив известные капеллы и часовни Италии, или посетив салон компании ABRICA, мастера которой изготавливают фреску по итальянским началам, лишь немного усовершенствовав технику.
Купить фреску в Минске сегодня стало доступным. Насладитесь истинной «buon fresco» у себя дома.